___________________________________________
___________________________________________
В борьбе против советского социализма антисоветизм тесно слился с русофобией, ненавистью к родной стране и своему народу. У двух этих явлений сформировалась общая идейная основа. Вспомним слова Александра Зиновьева: «Целили в коммунизм, а попали в Россию». Эпоха с 1917 по 1991 год – это кульминация нашей цивилизации, её высшая точка. Советский строй являлся государственной формой существования русского и других народов России. Борьба с советским строем предполагала для предателей и борьбу с нашей страной.
Конечно, антисоветизм и русофобия могут существовать раздельно. Русофобия без антисоветизма выглядит так: да, общество социализма строить нужно, но Россия, якобы, к этому не готова. Антисоветизм без русофобии тоже возможен. Он провозглашает необходимость великой России, но категорически отрицает советский опыт. И, тем не менее, прочное соединение антисоветизма и русофобии стало фактом последних десятилетий.
КПРФ не раз подчёркивала: русофобия внутри России стала одной из граней антисоветизма и антикоммунизма. И тому есть причины. Во-первых, РСФСР была сердцевиной советской государственности. Во-вторых, советское в массовом сознании часто отождествлялось с русским. Именно русский рабочий класс породил Советы как форму государственности. Все это точно зафиксировал Запад, называя всех советских людей русскими независимо от национальности.
В Европе ненависть к России существовала веками. Её идейные истоки нужно искать в расколе христианства на католическую и православную церкви. Приверженцы православия приравнивались на Западе к язычникам. В 1204 году крестоносцы подвергли страшному разгрому столицу Византии Константинополь. В том же столетии с западной экспансией столкнулись русские княжества. Дважды – в 1240 и 1242 годах – войска шведов и Ливонского ордена вторгались на Русь. Но Александр Невский разгромил их, отвергнув предложения папских послов перейти в католическую веру.
К началу XVI века Московское государство сбросило власть Орды и стало собирать русские земли. Как писал К. Маркс: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах».
В XVI веке на русские земли претендовала католическая Польша. Польские, а за ними и другие европейские авторы писали о «варварской» и «дикой» России, ждущей повода для вторжения в Европу. Посетивший нашу страну английский торговец Флетчер дал ей уничижительные характеристики и утверждал: «У русских нет ни истории, ни памятников старины».
Исключительно чёрными красками рисовали на Западе Ивана Грозного, приписывая ему всевозможные злодеяния. А ведь его действия меркли в сравнении с деяниями современных ему европейских монархов. Но искажённый образ царя Ивана прошёл через века, а открытие ему памятника в Орле в 2016 году сопровождалось злобными выпадами со стороны либералов.
Следующий виток русофобии был связан с освободительным походом русской армии в Париж в 1813–1814 годах. Среди руководителей европейских держав – в первую очередь Англии – усиливается страх перед Россией. Именно тогда получает распространение знаменитая фальшивка – «Завещание Петра Великого». Речь в нем якобы шла о будущем господстве Москвы над Европой. В действительности этот документ был составлен во Франции только в 1756 году.
Весь XIX век британская публицистика разжигала антироссийскую истерию, породив массу стереотипов и предрассудков. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов английские пропагандисты доказывали, что русские и болгары были «бесчеловечно жестоки, подлы, невежественны и порочны», а турки представлялись как герои. Вполне похоже на то, как уже в наше время в западных СМИ освещались события в Югославии, Ираке и Ливии, а сегодня освещаются и в Сирии.
Элементы русофобии проникали и на российскую почву. При Петре I страна присоединилась к западному культурному пространству. Часть российского дворянства стала преклоняться перед всем западным и даже пренебрегала родным языком. Не случайно Дмитрий Менделеев как-то заметил, что знал много «государственных русских людей», и «добрая их половина в Россию не верит, России не любит и народ мало понимает».
Ярким воплощением поклонения перед всем иностранным стал образ Смердякова в «Братьях Карамазовых». «Я всю Россию ненавижу… В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона… и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с…», - говорит герой книги. Думал ли Ф.М. Достоевский, что такие Смердяковы станут определять судьбы страны в конце XXвека?!
Великий Октябрь доказал миру, что русский пролетариат и трудовое крестьянство находятся в авангарде исторического процесса. И порукой тому – не только успехи страны в социально-экономическом развитии.Именно большевики открыли миллионам людей вершины русской культуры. Те вершины, что долго оставались уделом узкого круга элиты. Ленинский план монументальной пропаганды помог увековечить память А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других великих имён. Сочинения классиков стали издаваться миллионными тиражами.
Однако успехи Советского Союза не вытеснили из умов остатки слепого преклонения перед Западом. Не полностью утратили свою актуальность сатирические строки А.С. Грибоедова про «две княжны», которые не успевали повторять: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!».
При Сталине власть была готова противостоять этому, что выразилось в кампании по борьбе с космополитизмом и антипатриотизмом. Ярким их проявлением стал поступок профессоров Н.Г. Клюевой и Г.И. Роскина в 1947 году. Создав препарат от рака, они передали его и все материалы американцам. В закрытом письме ЦК ВКП(б) отмечалось: «пресмыкание перед иностранщиной имеет распространение, и притом в среде даже таких учёных, как Клюева, которая всем – своими знаниями, условиями работы, общественным положением – обязана советскому государству». Корни неверия в силу своего народа, как подчёркивалось в письме, уходят в прошлое: «Господствующие классы царской России, в силу зависимости от заграницы, отражая её многовековую отсталость и зависимость, вбивали в головы русской интеллигенции сознание неполноценности нашего народа… Всё это было выгодно для иностранных капиталистов, поскольку облегчало им возможность воспользоваться богатствами нашей страны в своих корыстных целях и интересах».
Разоблачение «культа личности» и хрущёвская «оттепель» нанесли ощутимый удар по мировоззрению советских людей. Они способствовали ренессансу мещанства и преклонения перед капиталистическим миром. В это время антисоветизм вступает в симбиоз с русофобией, порождая узкий, но влиятельный слой интеллигенции. Именно она стала затем ударной силой разрушения Советского Союза. Многие писатели, художники и учёные – патриоты и коммунисты – видели опасность этого явления.
Великий М.А. Шолохов обратился в 1978 году с письмом к генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. «Враги социализма, - писал он, - пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству… И всё это делается ради того, чтобы, во-первых, доказать, что социализм в нашей стране – это, якобы, социализм «с нечеловеческим лицом», созданный варварами и для варваров, и, во-вторых, что этот социализм не имеет будущности, так как его гибель предопределена национальной неполноценностью русского народа». В связи с этим М.А. Шолохов поставил вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипатриотических сил.
Куда острее встали эти проблемы с началом «перестройки». В 1990 году появилось «Письмо семидесяти четырёх» - обращение советских писателей к высшим органам власти СССР, подписанное Валентином Распутиным, Леонидом Леоновым и другими авторами. В нем отмечалось: «Под знамёнами объявленной «демократизации»... на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма… Русофобия в средствах массовой информации СССР сегодня догнала и перегнала зарубежную, заокеанскую антирусскую пропаганду… Русский человек сплошь и рядом нарекается «великодержавным шовинистом»… Для этого лживо, глумливо переписывается история России».
Эти слова не были преувеличением. Советский Союз уничтожали при помощи антисоветизма, русофобии и национализма.
Реставрация капитализма в России сблизила её с Западом в социально-экономическом отношении. Но она не устранила глубинных противоречий с западным миром. В современных условиях мы стали свидетелями нового витка антироссийской истерии в Европе и США.
Мировой капитал рассматривает Россию исключительно как источник прибыли. Местной олигархии он отводит лишь роль своего приказчика, снабжающего Запад сырьём и деньгами. Попытки новоявленной российской буржуазии стать равноправной частью мировой элиты с треском провалилась. Русофобия и здесь используется как главный инструмент.
В самой России политическая власть и экономическое господство принадлежат крупному капиталу. За 25 лет реставрации капитализм оказался не способен освоить производительные силы, доставшиеся ему от Советской власти. Его представители организуют «бегство» крупных сумм за рубеж, активно обустраивают жизнь «за бугром». Эта публика во многом является компрадорской, а потому и вполне русофобской.
Но есть и другая Россия, сохраняющая советский, а значит и социалистический каркас. Опросы показывают: наши соотечественники считают неравенство самым серьёзным противоречием современной России. В октябре 2016 года на него указал 71% респондентов. По данным Института социологии РАН, вот уже полтора десятилетия 60% россиян считают социальную справедливость главной ценностью.
Наша страна сохраняет реальный потенциал альтернативности Западу. КПРФ это позволяет уверенно соединять социально-классовую и национально-освободительную борьбу.
С антикапиталистической по своей сути Россией вынуждена считаться и власть. Теперь в официальной пропаганде в ходу патриотическая риторика, а советский период критикуется дозированно. Но есть у этого явления и вторая причина. Любая буржуазия стремится к максимальной прибыли. Для этого ей нужен простор хотя бы на внутренних рынках. Поэтому часть российского капитала хотела бы освободиться от тесной «опеки» мировой олигархии. Опора на эти настроения помогла власти решиться на возвращение Крыма и поддержку Донбасса.
Запад ответил санкциями. В конце прошлого года генсек НАТО Столтенберг грозил России самыми серьёзными мерами «с момента окончания холодной войны». Натовцы наращивают военный кулак в Восточной Европе. В январе сотни единиц американской бронетехники прибыли в Германию, а затем в Польшу и Прибалтику. Вблизи наших границ появилось еще 3500 американских военнослужащих 4-й пехотной дивизии.
Под эти антироссийские действия подводится и «идейная» основа. Яркий образчик – Декларация памяти и солидарности, принятая польским Сеймом и украинской Верховной Радой в прошлом году. В ней главным врагом свободы и независимости Польши и Украины объявляется Советский Союз.
В антироссийском раже глобалисты прибегают к арсеналу 1920–1930-х годов. Тогда для борьбы с «красной угрозой» был вскормлен фашистский монстр. Сегодня Запад вручил власть на Украине новым нацистам - наследникам Бандеры.
Вал истерических выпадов вызвало появление Воздушно-космических сил России в Сирии. Тех, кто встал на защиту законных властей страны, обвиняют в нарушениях прав человека. Но безнаказанными остаются кровавые преступления американской военщины и их союзников в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии, Йемене и других странах.
Несмотря на предвыборную риторику Дональда Трампа, коренных изменений в политике США пока не произошло. Команда нового президента обильно напичкана республиканскими «ястребами». Многие из них выступают за жесткую политику в отношении России. Военный бюджет Пентагона уже увеличен на 10 процентов.
В атаках на нашу страну западным русофобам есть на кого опереться внутри России. Это в ХIХ веке отпетый русофоб по большей части считался внешним супостатом. Так продолжалось и в советский период. Посмотрите словари того времени, и вы убедитесь, что русофобы – это ненавистники России за рубежом.
Даже те, кто покинул страну, русофобами не числились. Вспомним хотя бы любимый сюжет антисоветчиков — «философский пароход» 1922 года. На самом деле те 225 человек покидали страну в несколько этапов. Одни были высланы, другие уехали по своей воле. Среди них: И. Бунин, В. Ходасевич, З. Гиппиус, М. Цветаева, Е. Замятин, И. Северянин, Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, В. Зворыкин, В. Кандинский. Но расставаясь с оппонентами, Советская власть избрала самый гуманный способ. Высылкой она заменила более суровые наказания тем, кто был осуждён за антисоветскую деятельность. И русофобами их никто не объявлял.
Одновременно страна растила новую трудовую интеллигенцию. Тех, кто помогал осуществить культурную революцию и индустриальный взлет. Среди творцов той эпохи: М. Горький, В. Маяковский, А. Блок, М. Шолохов, К. Симонов, А. Фадеев, М. Булгаков, А. Толстой, А. Макаренко, М. Пришвин, И. Дунаевский, Г. Свиридов, А. Дейнека, В. Мухина и многие, многие другие.
Те, кто оказался за рубежом, по большей части сохраняли любовь к Отечеству. Поэт русского зарубежья В. Диксон (И. Ильин) писал в Орлеане в июне 1928 года: «Это вечное слово – «Россия» – Словно ангельский свет для меня, Словно совести зовы простые, Словно вихри снегов и огня».
Спустя почти столетие, страна пережила новую волну эмиграции. Ненавидя Россию, многие представители праволиберальной публики «отчалили» на Запад по доброй воле. В их числе: Е. Киселёв и А. Козырев, А. Кох и М. Ходорковский, С. Шустер и А. Пионтковский, Г. Каспаров и Е. Чичваркин, А. Троицкий и А. Мальгин, А. Васильев и И. Пономарёв, М. Гайдар и Е. Чирикова и другие. За рубежом они всё ярче раскрывают своё антисоветское и русофобское мурло. Но начинали эти люди ещё здесь.
Ныне русофобия – часть внутренней жизни России. В 1990-е годы ненависть к стране выросла на почве антисоветизма. Реставрированный в России капитализм является олигархическим, регрессивным и компрадорским. Российские нувориши заинтересованы получить ниши на западных рынках. В этой связи они прямо зависят от архитекторов мирового империализма. Это заразило русофобией часть российского капитала. А капитал всегда находит свою идейную обслугу.
Некогда главный редактор газеты «Коммерсант» А. Васильев заявляет: «Нет такой страны – Россия! Это громадная геополитическая ошибка… я не знаю чья, Господа Бога или Чарльза Дарвина… Она вредна».
Гарри Каспаров настаивает на полезности «геополитического поражения России», мол: «СССР распался, и ничего страшного не произошло». Для этого Запад должен проявить «политическую волю», то есть додушить и Российскую Федерацию.
Каспарову вторит правнучка Никиты Хрущёва – Нина. Она предлагает «уменьшить размер страны и при этом получить прибыль для России» за счёт продажи Калининграда – Германии, а Курильских островов – Японии.
А вот позиция иных представителей либерального лагеря.
Юлия Латынина: «Если бы Россия разделилась на части, в некотором количестве частей началась бы нормальная жизнь».
Евгения Альбац: «Я, честно говоря, не вижу особой проблемы и если Россия разделится по Уральскому хребту. Я думаю, что это неизбежно».
Валерий Панюшкин: «Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась. Логика, которой руководствуется сейчас мой народ, сродни логике бешеной собаки. Бешеная собака бежит, сама не зная куда, исходит ядовитой слюной и набрасывается на всякого встречного».
Ксения Собчак: «Россия стала страной генетического отребья. Я бы вообще запретила эту страну. Единственная здесь для меня отдушина – это картинные галереи. И цирк».
Дмитрий Быков: «Россия – бросовая страна с безнадежным населением… Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами».
Вообще-то, подобные заявления – это не просто хамство, это откровенный нацизм. К такому логическому финалу приходят патентованные антисоветчики-русофобы. И все это остается безнаказанным.
Уважаемые товарищи!
КПРФ предупреждала не раз: только слабая – а в идеале расчленённая – Россия устроит верховодов глобального капитализма. В этих условиях защитить страну может лишь политика в интересах всего народа. Во-первых, необходимо преодоление неравенства и создание справедливой социально-экономической системы. Во-вторых, требуется качественное изменение культурной и информационной политики, опора на ценности патриотизма и дружбы народов, созидания и нравственности. Антисоветчики и русофобы не должны вольготно чувствовать себя в нашей стране.
Нередко говорят, что у нынешней России нет государственной идеологии. Одни утверждают: это хорошо, это соответствует Конституции РФ. Другие призывают такое положение исправить. Однако не уйти от очевидного факта: основы государственной идеологии «новой России» активно закладывали воинствующие антисоветчики и русофобы. Один из них – Анатолий Чубайс. Он утверждал: «Я перечитал всего Достоевского, и теперь к этому человеку я не чувствую ничего, кроме физической ненависти… Когда в книгах я вижу его мысли, что русский народ — народ особый, богоизбранный… мне хочется порвать его на куски». Чубайсу вторит бывший вице-премьер Альфред Кох: «Русский мужчина – самый мерзкий, самый отвратительный и самый никчемный тип мужчины на Земле...». Этот Кох призывает Запад «отобрать у нас атомное оружие».
Так те, кто громил Советский Союз, отказывают в праве на будущее и Российской Федерации. Символом их деятельности стал Ельцин-центр в Екатеринбурге. На его строительство затрачено более 7 миллиардов рублей. Недавно замдиректора Ельцин-центра по науке Никита Соколов прямо призвал к реабилитации генерала Власова и его соратников. А ведь Ельцин-центр – это не тайный клуб. Враждебные России идеи пропагандируют здесь открыто. В центре постоянно проводятся лекции и экскурсии для молодёжи.
Власть проявляет тенденциозность в деле увековечивания исторической памяти. Так, в Санкт-Петербурге была установлена памятная доска в честь Маннергейма – сателлита Гитлера в годы Великой Отечественной. Упрятать эту доску в более укромное место чиновников вынудили массовые протесты коммунистов, комсомольцев и жителей города.
Есть ряд примеров по обустройству мемориальных мест Колчаку. А ведь даже после 1991 года суды различных инстанций отклоняли ходатайства о его реабилитации: слишком тяжёл груз преступлений. В Сибири адмирал развязал жесточайший террор. «Омск просто замер от ужаса… Целые возы трупов провозили по городу», - писал член ЦК партии правых эсеров Д.Ф. Раков. Торгуя интересами страны, Колчак обещал огромные куски российской территории Великобритании, Франции и США. У. Черчилль, не случайно утверждал: «Русские белогвардейцы сражались за наше дело».
Призывы нынешней власти к «согласию и примирению» звучат фальшиво, когда её представители демонстрируют воинственный антисоветизм. Бывший крымский прокурор, а ныне депутат Госдумы от «Единой России» Н. Поклонская дошла до того, что поставила Ленина в один ряд с Гитлером. Власти её не одёрнули. Ни разу не пристыдили они и Жириновского с его «соколятами», которые призывают содрать рубиновые звёзды с кремлёвских башен и вынести тело Ленина из Мавзолея. Что тут взять с печально известного Андрея Бильжо, распространяющего гнусную ложь о Зое Космодемьянской…
Тем временем выясняется, что ставить памятники можно далеко не всем историческим личностям. Так в Сургуте местные власти снесли памятник Сталину, не простоявший и месяца. Зато на шолоховской земле, в станице Еланской, уже не один год стоит памятник Краснову, пошедшему в услужение к Гитлеру.
Цель тех, кто занят переименованием – искоренить память о советской эпохе. Это коснулось и города Тутаев, названного в честь юного красноармейца, погибшего при подавлении Ярославского белогвардейского мятежа. Городу хотят дать дореволюционное название Романов-Борисоглебск. Но ведь именно Советская власть превратила его в промышленный центр. Два референдума в Тутаеве показали: горожане против переименования. Протест райкома КПРФ во главе с А.В. Шеповаловым поддержала наша фракция в Госдуме и Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока под руководством Н.М. Харитонова. Решение вопроса приостановлено.
В 2015 году предпринята попытка присвоить имя А.Б. Йордана Лесосибирскому кадетскому корпусу в Красноярском крае. Родившись в Югославии в семье белоэмигрантов, этот человек в годы Второй мировой воевал против частей Красной Армии и её союзников, а после войны проживал в США. Зато его сын – Алексей Йордан – в 1990-е годы был соратником Чубайса и Коха. Фракции КПРФ в Госдуме удалось добиться отмены переименования учебного заведения.
По сути насилием против национальной памяти стало прославление Александра Солженицына. Его столетний юбилей в 2018 году решено отмечать на высоком государственном уровне. На пьедестал возводят человека, призывавшего к агрессии западных держав против СССР! Его «деятельность» наглядно представлена редакцией телеканала «Красная Линия» в фильме «Жить не по лжи. Всеми правдами и неправдами».
Славя Солженицына власти фактически проигнорировали 110-летний юбилей Михаила Шолохова и 100-летний – Георгия Свиридова. А в 2018 году предстоят 200-летие со дня рождения Ивана Тургенева и 150-летие – со дня рождения Максима Горького. Однако серьёзной подготовки к ним пока не видно. У нас с вами есть все основания требовать решительных изменений в культурной политике страны! И мы будем настойчиво добиваться этого!
Антисоветизм захлестнул и информационное пространство. На телеэкранах регулярно возникают Сванидзе, Станкевич, Гозман. Желчью ненависти и психопатии ежедневно исходит Жириновский. На-гора выдаются дурно пахнущие киноподелки. Переписывая историю СССР, начинают цинично препарировать даже советские фильмы. Так, «5 канал» при показе киноэпопеи «Освобождение» вырезал знаменитую фразу Сталина в разговоре с генералом Антоновым: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». В общей сложности цензуре подверглось около 20 минут фильма.
Примеров достаточно, чтобы понять: речь идёт о целенаправленной политике олигархического государства. Правительство, напичканное либералами, не в состоянии решить даже часть проблем, которые были по плечу Советской власти. И потому оно готово уничтожать великое прошлое. «Наш главный враг – советский человек» – эта формула стала почти официальной на Украине, в Грузии и Прибалтике. Не мало и тех, кто готов навязать её и в России. Скажем прямо: это будет невиданное преступление перед народом! Целя в коммунизм, эти люди снова попадают в Россию.
Анализируя ситуацию, мы должны видеть её в развитии. В 1990-х годах у нашей партии и её союзников была почти монополия на патриотизм. Сегодня ситуация изменилась. В России сформировалось буржуазное государство с мощным имущим классом. Одна его часть продолжает поддерживать либералов, другая – развёртывает собственную «патриотическую» пропаганду. Для неё характерен густой буржуазно-националистический и антисоветский замес. Восхваляя Колчака или оправдывая Власова, такой «патриотизм» калечит молодёжь и раскалывает страну. Он не отвечает ни принципам КПРФ, ни интересам страны и её народа. Для России он столь же гибелен, как и либеральные мантры об интеграции страны в мировое сообщество.
Идейная война с советским наследием – явление крайне опасное. Российская Федерация на международной арене – государство-продолжатель СССР. Те, кто обвиняют советских руководителей в преступлениях, закладывают мину под фундамент современной России. Наша страна может получить серьёзные правовые проблемы, если будет бездумно признавать такие провокационные легенды, как расстрел органами НКВД пленных польских офицеров в Катыни. В Польше, Прибалтике, на Украине русофобы мечтают подать иски по выплате крупных компенсаций за «оккупацию», «репрессии» и «голодоморы». Антисоветские выпады явно потворствуют разжиганию истерии против нашей страны. На Западе уже раздаются угрозы привлечь Российскую Федерацию к международному суду.