31 января в ИА ТАСС
прошла пресс-конференция КПРФ на тему: «Программа КПРФ в сфере науки и
образования. Закон «Об образовании в РФ» для всех в течение всей жизни».
В ней приняли участие
Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов, член Президиума ЦК КПРФ, кандидат на
должность Президента РФ Н.М. Харитонов первый заместитель Председателя ЦК КПРФ
Ю.В. Афонин, заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков, член ЦК КПРФ,
Председатель Общероссийского общественного движения «Образование для всех» О.Н.
Смолин, член КПРФ, директор Нововоронежского дома детского творчества Г.А.
Пегусова и член КПРФ, учитель географии общеобразовательной школы №3 г.
Оренбурга Н.М. Мунжасаров.
Со вступительным словом выступил Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в
Государственной Думе Г.А. Зюганов:
- Добрый день,
уважаемые товарищи!
Еще раз благодарю
сотрудников ТАСС, которые нам всегда предоставляют эту прекрасную аудиторию.
Тем более, мы сегодня представляем закон «Образование для всех на всю
оставшуюся жизнь».
Олег Николаевич
Смолин - один из главных разработчиков этого закона. В его разработке также
участвовал Жорес Иванович Алферов. Мы день назад вместе с Николаем Михайловичем
Харитоновым поклонились Ленинграду, его Великой Победе над фашистами.
Поклонились тому дому, где жил Жорес Иванович. Его удивительному университету,
который он создавал вместе с нами.
Сегодня здесь
команда, в основном, педагогов. Наш суммарный стаж преподавания 150 лет.
Представьте себе, какой это опыт!
Если посмотреть на
Президиум, то это люди, которые, фактически, преподавали все основные предметы.
Но, хочу сказать, что
без качественного образования ни у одной страны не может быть будущего. Когда я
посещал Китай, то сказал Си Цзиньпину, Председателю КНР и Китайской Компартии,
что хотел бы побывать на родине Конфуция, в Цюйфу. И мы туда ехали на поезде,
который шел со скоростью 300 километров в час.
Конфуций первым в
мире сказал, что детей надо учить бесплатно. И принимал всех, кто приходил из
континентального Китая, и учил их бесплатно.
Советская власть не
только учила бесплатно, но и все сделала, чтобы превратить малограмотную страну
в ведущую державу мира. И когда мы разгромили фашистов, и допрашивали их генералов,
меня удивила и порадовала оценка некоторых из них. Они сказали, что проиграли
войну не только советскому офицеру и солдату, но, прежде всего, проиграли
советскому учителю, советскому врачу, инженеру и ученому. «Мы даже не
предполагали, что вы за десять предвоенных лет подготовите такого храброго,
умного, образованного солдата и офицера».
Наша команда давно
настаивала на принятии закона об образовании. Ибо «болонка» и «баба ЕГЭ»
угробили классическое русско-советское образование, являвшееся образцом для
всей планеты. К нам приходили учиться все. Я выступал с лекциями и в Сорбонне,
ведущем университете Франции, и в Оксфорде, и в Гарварде. Там двести наших
ребят – аспирантов, проходили подготовку. И они говорили, что самое классное
образование дала советская школа.
В Школе Высшего
управления в Пекине наша педагогика, наши учебники, наши методики преподавания
ценили очень высоко.
К сожалению, власть
поддалась американцам, тем «соросятам», которые расползлись по всем учебным
заведениям, и, чуть окончательно не угробила нашу школу и высшее образование.
Мы несколько раз
вносили наш закон, были поправки, но, принципиальных изменений нет. Николай
Михайлович Харитонов, идущий в качестве кандидата в президенты страны,
настаивал на том, чтобы лучшие специалисты подготовили и представили этот
закон. И я хотел бы попросить для его представления выступить Олега Николаевича
Смолина.
* * *
О.Н. Смолин:
- Уважаемые коллеги
по четвертой власти, уважаемые Николай Михайлович, Геннадий Андреевич — это
действительно третья попытка руководства народно-патриотических сил в России
представить новую стратегию образовательной политики, причем не на уровне
лозунгов, а на уровне базового законопроекта.
Я напомню, что
геополитическая ситуация, которую мы переживаем, во многом похожа на то, что
было в 30-е годы, и именно тогда прозвучало знаменитое заявление Иосифа
Сталина: «Если не совершим ускоренной индустриализации — нас сомнут». Нам
сейчас так же, как и тогда, нужна новая индустриализация. А если будет
проводиться новая индустриализация, то для нее необходимы кадры. Просто
импортозамещения недостаточно: заместили китайскими автомобилями европейские —
результат известен.
Лозунг «Кадры решают
все» остается актуальным, и подавляющее большинство предпринимателей и
руководителей предприятий говорят, что самая главная проблема сейчас — даже не
деньги, а кадры.
В 30-е, чтобы
обеспечить кадрами индустриализацию, были открыты 25 тысяч школ, после Великой
Отечественной войны за 10 лет еще 20 тысяч; однако в постсоветское время
количество школ сократилось на 30 тысяч, количество детских садиков на 54
тысячи, и уже у начальной школы возникают проблемы.
Мы предлагаем этим
законопроектом запретить ликвидацию и реорганизацию, в особенности на селе,
школ и детских садиков без согласия схода граждан. Мы думаем, что вообще нужно
воссоздавать то, что было закрыто, но, как минимум, требуем прекратить
закрывать.
Далее. Все понимают,
что у нас острейшая проблема с кадрами квалифицированных рабочих. Казалось бы,
после 9 класса 60% всех ребят отправляются в систему среднего профессионального
образования. Но, при этом на рабочие кадры идут 16%, остальные — в среднее
звено, причем 43% с грубейшими нарушениями Конституции вынуждены платить за
среднее профессиональное образование (по Конституции оно бесплатно), и
рабочих кадров у нас недостаток.
Почему
девятиклассники не идут в старшую школу? По одной простой причине: главное - не
хотят сдавать Единый государственный экзамен. Как мы иногда говорим -
«безобразие из трех букв». Я недавно посмотрел задания ЕГЭ по гуманитарным
предметам, и как доктор философских наук, и академик Академии образования
берусь утверждать: к образованию это отношения никакого не имеет.
Вот только один
пример. Оказывается, даже когда вы выполняете лучшую часть ЕГЭ по литературе и
пишете сочинение, то главное — не то, что вы там написали, а сколько слов вы
написали. Если меньше 200 или больше 350 — это незачет. Мы посмотрели, сколько
слов в замечательном стихотворении А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»,
которым был потрясен Державин. 865! Пушкин ЕГЭ по современной методике бы
обязательно провалил.
Поэтому, уважаемые
коллеги, мы требуем добровольности: перевести ЕГЭ в добровольный режим и
обязательно ввести устную часть экзамена по истории, литературе и другим
гуманитарным предметам — чтобы ребята учились говорить и, конечно, думать!
Результаты ЕГЭ
и других особенностей системы образования заключаются в том, что сейчас 35%
молодых людей убеждены, что Солнце — это спутник Земли. Еще недавно было 28%.
Еще 30% полагают, что, если вы имеете дело с растениями, то гены имеют только
генно-модифицированные растения, а остальные — нет. Это не что иное, как
ликвидация грамотности, уважаемые коллеги.
К сожалению,
исторические познания не лучше. Не знают наших союзников и противников в
мировых войнах, кроме, конечно, Гитлера. Не знают ключевое событие ХХ века —
Революцию 1917 года, думая, что царя свергли большевики. Хотя на самом деле все
началось с женских протестов и требования: «Дайте хлеба и верните наших мужей с
фронта!»
Что касается
высшего образования: мы регулярно слышим, что у нас были замечательные
досоветские вузы. Это правда. Только их было 72, а к 1940 году стало 481. Если
бы мы не создали в 30-е годы 400 вузов, то не факт, что мы смогли бы выиграть
Великую Отечественную войну.
Сейчас вузов больше,
но 52% всех российских студентов учатся за деньги. Мы требуем увеличения
бюджетных студентов и, конечно, мы требуем как можно быстрее переходить от так
называемой Болонской системы к классической российско-советской системе.
Напоминаю на всякий
случай, что, по данным специального исследования, бакалавр - будущий инженер
получает в 1,5 раза меньше фундаментальной подготовки, чем настоящий
инженер-специалист. Поэтому бакалавры, к сожалению, годятся только для того,
чтобы пользоваться чужими конструкторскими разработками, а нам нужны
собственные конструкторы. Мы требуемы не дожидаться результатов
эксперимента и поскорее переходить на подготовку специалистов!
Что
касается педагогических работников, то, уважаемые коллеги,
поразительный факт: несмотря на указ Президента №597, по последним данным
исследований, учителя в среднем работают на 1,8 ставки, то есть практически за
двоих, и при этом 40% учителей вынуждены экономить на всем, кроме еды. То есть,
40% - бедные.
Точно также, о
базовых окладах наших педагогов: в 80% эти оклады ниже ожидаемого прожиточного
минимума, и только на 3% выше, чем этот самый прожиточный минимум.
Наш законопроект
содержит целый блок предложений, касающихся студенческих стипендий, защиты
сельского учителя и так далее.
Заканчивая, я
хочу вам напомнить известное высказывание: «Знания, как и небеса, принадлежат
всем». Это гуманистическое требование, но мы сейчас говорим не просто о
гуманизме. Мы говорим об обеспечении национальной безопасности,
технологического и социо-культурного суверенитета нашей страны. Спасибо!
* * *
Н.М. Харитонов:
- Добрый день,
уважаемые участники пресс-конференции!
Мы вчера были в
Петербурге на Кировском тракторном заводе: уникальное предприятие с
уникальным руководителем и коллективом. Коллектив из 4000 человек,
они работают непосредственно на заводе, всего вспомогательные структуры
насчитывают 6000 человек. И когда все иностранные
комплектующие предприятия ушли, сегодня все делают своими
руками значит, нужны умные головы, для замены недостающих комплектующих.
И когда мы с молодыми
людьми (им по 30-33 года) из Петербурга, близлежащих регионов и даже есть
земляки Геннадия Андреевича из Орловской области, из Тамбова, разговаривали, мы
спросили директора: «А сколько квартир строишь?» Он так поглядел на нас: «Пока
возможности финансовой нет». «Почему?» «А потому, что село и агропромышленное
производство, промышленность покупаются непосредственно теми, кому нужны
трактора, техника, прицепной инвентарь, горюче-смазочные материалы — все в
руках собственников».
Поэтому невольно
вспоминаю: я принадлежу к послевоенному поколению — в 1956 году пошел в первый
класс. Хорошо помню, как следили за учебой. Фильмы редко в деревню привозили.
Усть-Таркский район Новосибирской области, село Еланка. И если я стал плоховато
учиться, приходил учитель в класс и передавал в библиотеку: «Харитонову книги
убавьте, не давайте из библиотеки».
В кино давали
(можно смеяться) талоны. Если я хорошо учусь — давали. Билеты тогда были по 5
копеек. Талоны давали — быть или не быть в кино. Если же в учебе сказали:
«Харитонова в кино не пускать» - не пускали. Я к чему это говорю? Заканчиваю
десятый класс, село Козино Усть-Таркского района Новосибирской области,
ссыльный немец, Александр Иванович, преподавал немецкий язык. Вот я гляжу на
вас, и у меня в голове тот плакат, где была небольшая фотография В.И. Ленина, и
было написано (он не знаю, образование имел ли): «Lenin sagt: lernen, lernen
und lernen»/ «Ленин сказал: учиться, учиться и еще раз учиться».
И мы сегодня невольно
задаем вопрос: «А чему сегодня у кого и как учиться? Что за учебники? Какая
история? Что преподается?» Вот представьте: мы проезжали и Хабаровскую, и
Оренбургскую области и везде при встречах кое-кто говорит — не знают, что такое
Революция 1917 года, кто кого победил, кто за что боролся? Уже не говоря о
Великой Отечественной войне!
Порой один учитель
преподает в 2-3 классах, что сказывается на качестве преподавания. И когда к
нам в Думу приходили министры образования, в том числе А.А. Фурсенко, мы
настаивали на принятии нашего законопроекта об образовании, говоря: если мы его
не примем, будет поздно! И сегодня мы подошли к тому, что на самом деле —
поздно.
Когда я не поступил в
Мединститут в Новосибирске, первым делом стал преподавать в СПТУ
(Сельскохозяйственное или среднее профессионально-техническое училище), то есть
тогда у селян была возможность получать первую профессию — сварщика,
тракториста, комбайнера, бухгалтера, повара — но сегодня эту систему развалили.
Так что, если в законопроекте мы не укажем, с чего начинается Родина — будут
большие проблемы.
Продолжение пресс-конференции читайте тут. |